четверг, 9 октября 2025 г.

Противодействие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления (понятие, источники, субъекты)

 ЛЕКЦИЯ 1. 

ТЕМА 1. КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Вводная часть

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ЗАКОНОВ

Коррупция имеет достаточно глубокие исторические корни и появляется с момента зарождения государственности, чиновничьего аппарата и существует на протяжении всего исторического пути развития государства, меняя определенные формы своего выражения, а также индекс восприятия, в зависимости от мер, которые применяются государством в области противодействия коррупции.

Еще в условиях существования рабовладельческих государств предпринимались меры противодействия злу, одним из проявлений которого, говоря современным языком, являлась коррупция. О необходимости борьбы с должностными лицами, использующими свое положение в системе органов государственной власти для собственного обогащения, писалось более 2000 лет назад до нашей эры, к примеру в Кодек Хаммурапи! В этом законодательном своде была установлен строгая ответственность за получение должностными лицами Даров в качестве подкупа за предоставление каких-либо благ тому, кто их одаривал. Уже в ту далекую пору осуждалось взяточничество и в первостепенных религиозных учениях и книгах.

С момента зарождения цивилизованного мира личность судьи олицетворялась с понятием «справедливость». В судьях люди видели гарантию защиты человека от различных противоправных действий. Поэтому к ним предъявлялись особые требования. Судьи, которые нарушали законы, подвергали жестокому наказанию. В особо значимом источнике римского права «Законах Двенадцати таблиц» (450 - 451 гг. до н. э.) в полемической форме, но в тоже время предполагающей однозначный ответ, был сформулирован следующий вопрос: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью судью или посредника, назначенных для разбирательства дела и уличенных в том, что приняли мзду по этому делу?»?. И действительно, на этот вопрос вряд ли возможен отрицательный ответ. Причем не только со стороны древних римлян, но, пожалуй, и современных людей, живущих не только в Италии, но и в нашей стране. Ведь совершаемое судьей зло подрывает веру в справедливость, в силу закона, в возможность государства защитить праведные дела и наказать преступника. Поэтому особый спрос с них вполне оправдан и справедлив.

Эффективный способ борьбы с казнокрадством существовал и в Древней Индии. Так, в трактате по искусству управлен государством «Артхашастра» (IV в. до н. э.) было установлено, что доносчик, выследивший казнокрада, получит долю конфискованного у него имущества. Установление такого порядка свидетельствует о понимании законодателями той поры, что без привлечения населения к борьбе с казнокрадами нево можно победить это зло.

Как зло расценивали коррупцию и в античной Греции. С коррупцией древние греки связывали не только искажение судопроизводства и фальсификацию его результатов. Они связывали с проявлением коррупции поджег имущества, обольщение женщины, развращение молодежи и иные искажения жизнедеятельности государства и общества. То есть коррупция оценивалась не только с правовой точки зрения, но, по всей вероятности, и как искажение общественной морали, требующее осуждения и наказания коррупционеров. При этом повышенные требования выдвигались не только к судьям. Они распространялись и на других обладающих властью людей, которых, говоря современным языком, называют «должностными лицами».

Истоки этого социального зла на Руси, пожалуй, покоятся в сложившейся еще в IX—Х вв. практике направления князьями своих представителей в провинциальные города без материального содержания. Эта практика получила название «кормление».  Кормление предполагало, что население должно кормить княжеского (государевого) наместника.

Для усиления борьбы с взяточничеством Петр I издал 17 марта 1714 г. указ «О фискалах и о их должности и действии», а 15 декабря того же года указ «О воспрещении взяток и посулов». Судя по содержанию этих правовых документов, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский понимал, что мало объявить взятку преступлением и установи: строгое наказание за его совершение. В связи с этим, начин: с 1715 г. чиновники стали получать стабильное денежное содержание. Кроме того, были образована прокуратура и введена должность генерал-губернатора, которому вменялось противодействие судебной волоките и лихоимству. В Воинских Артикулах 1715 г. устанавливались смертная казнь, телесные наказания или тюрьма за злоупотребление властью в корыстных целях и взяточничество.

Политику борьбы с коррупцией и другими корыстными преступлениями продолжали преемники Петра I.

Наглядным ее проявлением стало включение в 1845 г., в период царствования Николая I, в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» специальной главы «О мздоимстве и лихоимстве».

При царствовании Николая I, в 1832 г. Сенат издал указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества». К мерам по противодействию коррупции относится и принятый в декабре 1884 г. Указ Александра ІІІ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях». Этот указ был направлен на недопущение сращивания государственной службы и коммерческой, предпринимательской деятельности. Высшим должностным лицам запрещалось с вмещать государственную гражданскую службу с работой в промышленных товариществах. Чиновникам более низших рангов разрешалось участвовать в предпринимательской де тельности в случае получения разрешения начальства.

Нарушение названного указа влекло увольнение с государственно гражданской службы.
Советский период России. Советское государство почти с первых дней существования включилось также в борьбу с коррупцией. 8 мая 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет «О взяточничестве». При этом виновные в этом преступлении подвергались уголовному наказанию сроком не менее чем на пять лет с конфискацией имущества.

По мере укрепления основ социализма расширилась практика наказания взяточников лишением свободы до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой после отбывания наказания на срок до пяти лет. При особо отягчающих обстоятельствах виновные приговаривались к смертной казни. При особо отягчающих обстоятельствах виновные приговаривались к смертной казни с конфискацией имущества. Эти меры воздействия на взяточников содержались в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г.

Дальнейшая жизнь показала, что ликвидацию взяточничества невозможно учинить даже в условиях существования социалистического общенародного государства. Несмотря на правильные постулаты развитого социализма, плодотворной почвой для взяточничества были дефицит товаров, блат, спекуляция, ослабление контроля за работой заводов и фабрик, появление «теневой» экономики, проявляющей себя, в частности, созданием подпольных цехов, выпускавших неучтенную продукцию и реализующих ее на рынках.

Масштабные коррупционные судебные процессы стали почт. обычным явлением социалистического бытия 1970—1980-х гг. Среди уголовных дел коррупционной направленности выделялись так называемое рыбное дело, участниками которого было более 100 человек, во главе с заместителем министра рыбного хозяйства СССР, дело директора гастронома Nº 1 города Москвы, руководства партийных органов Краснодарского края.

К уголовной ответственности были привлечены руководители Министерства внутренних дел СССР. В 1980 г. было выявлено более 6 тыс. случаев взяточничества, что было значительно более чем пять лет назад. Такие факты свидетельствовали о том, что характеризовать взяточничество как социальное явление, которое порождено в эксплуататорском обществе ошибочно. Его причинами были неизлечимое корыстолюбие части должностных лиц, их идеологическое лицемерие, проявляющееся в том, что на собраниях они были за коммунизм, а в реальности искали дополнительные блага и удовольствия, используя свое служебное положение.

Постсоветский период России

Однако таких мер оказалось недостаточно. Поэтому коррупционные процессы усугубились в период развала Советского Союза. Российская Федерация, к сожалению, унаследовала эти проблемы. Их сохранению и преумножению способствовал существующий в первые постсоветские годы паралич правоохранительных органов, борьба за власть между Президентом РФ и образованным в конце 1993 г. Федеральным Собранием парламентом России. Не работали на укрепление российской государственности образовавшиеся в весьма короткий период многочисленные политические партии. Они, как правило, не имели своей идеологической платформы, у них не было реальных планов на выход из свирепствующего в стране кризиса и на становление курса демократических начал в обществе, начинающем жить в условиях рыночной экономики. В то же время у лидеров таких партий были большие политические амбиции, стремление захватить власть, урвать куш.

 

ЛЕКЦИЯ 2. 

ИСТОЧНИКИ И ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ.

Коррупция – это негативное социальное явление, которое существует абсолютно во всех странах мира, вне зависимости от их социально-экономической формации.

Согласно ФЗ №273:

коррупция:

злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В современной науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя:

1.     Экономические

2.     Институциональные

3.     Социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих». В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная. Причины высокой коррупции Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания.

 

СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ

О государственной гражданской службе Российской Федерации

О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25 ФЗ

О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ.

О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Борьба с коррупций в Российской Федерации строится на нескольких ключевых принципах, закрепленных в ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ:

  • признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — связывает противодействие коррупции с Конституцией РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
  • законность — четкая определенность и отсутствие двусмысленности в нормах права;
  • публичность деятельности органов власти — сведения о доходах и расходах госслужащих, а также о результатах их работы, должны раскрываться в СМИ;
  • неотвратимость наказания — ни одно преступление не должно остаться нераскрытым;
  • комплексное использование всех антикоррупционных мер — вовлеченность в борьбу с коррупцией всех сфер и ветвей власти, а также гражданских институтов;
  • приоритетная профилактика коррупции — предупреждение преступлений до того, как они нанесут ущерб обществу и государству;
  • сотрудничество с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, занятыми борьбой с коррупцией — обмен и взаимопомощь в вопросе противодействия и предупреждения взяточничества.

Все перечисленные принципы реализуются в рамках государственной антикоррупционной политики, в основе которой лежит Национальный план по борьбе с коррупцией. Именно этот документ ставит цели и задачи перед всеми органами, вовлеченными в противодействие взяточничеству, а также определяет направления для развития и совершенствования механизмов по борьбе с коррупцией. Подробнее про этот документ мы рассказали в статье «Национальный план противодействия коррупции: основные положения».

Сразу определимся: государственное антикоррупционное управление — это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей, направленное на достижение определенных социально значимых целей в сфере противодействия коррупции. Содержание законности в государственном и муниципальном антикоррупционном управлении мы рассматриваем с позиций нескольких находящихся в органическом единстве аспектов — прежде всего с точки зрения основных содержательных и процедурных составляющих законности.

  • 1) правовой обоснованности принимаемых управленческих решений в целом и в плане противодействия коррупции в частности;
  • 2) сложившихся в обществе традиций уважительного отношения к закону, обязательности исполнения его постановлений всеми субъектами управленческих отношений;
  • 3) гарантированности прав, свобод и законных интересов граждан, их защиты от коррупционного унижения человеческого достоинства;
  • 4) профессионализма и правовой культуры того, кто является «автором» управленческого решения, и тех, кому поручена его реализация;
  • 5) государственной и служебной дисциплины, строгости исполнения требований, предусмотренных законом процессуальных форм и методов разработки, принятия и реализации управленческого решения;
  • 6) административных и должностных регламентов, создания комиссий но этике, контроля соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, перехода к работе по показателям эффективности служебной деятельности на основе личных заслуг и служебных достижений;
  • 7) рациональности и юридической обоснованности использования материальных, политических, кадровых, информационных, духовно-нравственных и других ресурсов обеспечения законности.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН И НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.

Национальная стратегия противодействия коррупции — это общий программный документ, который определяет основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы её реализации. Положения стратегии направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе. 

Национальный план противодействия коррупции — это системный документ, описывающий цели, задачи, а также комплекс мероприятий, направленный на совершенствование антикоррупционного законодательства и сокращение числа коррупционных преступлений. План утверждается каждые два года и содержит конкретные поручения соответствующим органам государственной власти. 

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, а Национальный план противодействия коррупции — инструментом претворения в жизнь национальной стратегии противодействия коррупции. 

Например, в текущий момент действует Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утверждённый Указом Президента РФ от 16.08.2021 №478.

Заключение

Исторически коррупция развивалась параллельно с усложнением государственного аппарата и появлением профессиональных чиновников. Если изначально это были просто подарки для получения расположения, то с развитием государственных институтов коррупция трансформировалась в более сложные формы, становясь серьезной угрозой для нормального функционирования общества.

Эта историческая преемственность показывает, что коррупция - это не просто временное явление, а глубоко укорененное социальное явление, требующее постоянной борьбы и совершенствования методов противодействия.


ЛЕКЦИЯ 3.

 ТЕМА 2. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ КОРРУПЦИИ: ПОЛНОМОЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Государственная политика в сфере противодействия коррупции обеспечивается всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», подписанному 25.12.2008, борьба с любыми проявлениями коррупции считается обязанностью всех уровней власти и граждан страны. 

Все эти субъекты, в зависимости от полномочий, подразделены на несколько групп:

1.     Высшие органы государственной власти, к которым относятся: Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, Совет Федерации.

2.     Органы исполнительной власти и учреждения местного, регионального и федерального уровней.

3.     Гражданские общественные институты.

4.     Правоохранительные структуры. К ним относятся Федеральная служба безопасности, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Министерство внутренних дел, Таможенная служба, Служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Все важные решения, относящиеся к области противодействия коррупции, принимает Президент Российской Федерации. Им определяется политика в этой области, ее важнейшие направления, он контролирует и координирует все органы государственной власти на высшем уровне, устанавливает для каждого из них сферу компетенции.

При этом Президент РФ не только определяет содержание этой политики, но и реально участвует в ее осуществлении. Для обеспечения его деятельности в этом направлении в составе Администрации Президента РФ образовано специализированное Управление – Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

К числу задач этого Управления относятся участие в обеспечении реализации Президентом РФ его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции, осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ в области противодействия коррупции.

Эти задачи решаются путем осуществления следующих основных функций:

- участие в подготовке законопроектов, вносимых Президентом РФ в Государственную думу в порядке законодательной инициативы, а также проекты указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

- анализ практики применения федерального законодательства в области противодействия коррупции, подготовка докладов, аналитических и информационных материалов для Президента РФ по вопросам, относящимся к компетенции Управления и тд.

Подготовкой предложений и проектов занимается специально созданный для этой работы Совет при Президенте РФ.

 

 

В эту структуру также входят:

Федеральное собрание. Разрабатывает и принимает законодательные акты, относящиеся к противодействию коррупции, организует контроль за работой ветвей власти, которые относятся к сфере его полномочий.

Правительство РФ. Руководит федеральными органами исполнительной власти, занимается распределением их функций.

Высшие и региональные структуры власти, органы самоуправления на местном уровне.

Правительство РФ

Борьба с коррупцией является одним из направлений деятельности Правительства РФ. эту деятельность Правительство РФ осуществляет во исполнение закрепленных в ФКЗ от 6 ноября 2020 №4-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» полномочий в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью.

Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также осуществления мер по обеспечению законности, реализации мер по укреплению кадров и материально-технической базы судов и правоохранительных органов.

Обеспечивая реализацию государственной политики в сфере противодействия коррупции, Правительства РФ ставит перед министерствами конкретные задачи, используя такие правовые акты, как концепции, постановления, распоряжения. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года указано на необходимость превращения нашей страны в страну с низким уровнем коррупции.

Правительство РФ обеспечивает реализацию закрепленной за ним в ФЗ №273-ФЗ функции по распределению полномочий в сфере противодействия коррупции между федеральными органами ив, руководство деятельностью которых ему поручено осуществлять. В процессе исполнения этой функции Правительство проводит государственную политику в сфере борьбы с коррупцией через эти федеральные органы, а также через органы ив субъектов.

Важной особенностью антикоррупционной деятельности Правительства РФ и всей системы органов госвласти и органов местного самоуправления является открытость материального положения, как лиц, занимающих государственные должности, так работающих во властных органах государства и муниципальных служащих. Это свойство деятельности по противодействию коррупции проявляется и в действиях Президента РФ. ежегодно Президент РФ, Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляют в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера.

Такие сведения могут быть опубликованы.

При этом член Правительства РФ в случаях и в порядке, установленном законом от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и нормативными указами Президента РФ, представляет сведения

 Активным участником борьбы с коррупцией является Генеральная прокуратура РФ. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе законов по борьбе с коррупцией, действующих на территории РФ. Ее статус как надзорного органа определен в ст. 129 Конституции РФ и Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Порядок антикоррупционной деятельности органов прокуратуры определен в приказе Генерального прокурора РФ от 10 октября 2022 г. №581 № 454 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции»

В этом приказе установлено, что заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур следует рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации, принимать меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями должностными лицами и служащими всех уровней. Важнейшей задачей надзорной деятельности считается также своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений

 

Любая информация о коррупционных правонарушениях в органах государственной власти поступает в эти координационные центры, откуда ее направляют в структуры, контролирующие деятельность по противодействию коррупции. Там полученные сведения изучают, проверяют представленные факты. По результатам проверок выносится решение, которое должно полностью соответствовать законодательству РФ.

Координация работы МВД, ФСБ, Таможенного управления, других правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией осуществляется Генеральным прокурором, находящимися в его подчинении прокурорами. В их обязанности входит надзор и привлечение к ответственности лиц, виновных в такого рода преступлениях. Прокуратура также имеет другие обязанности, прописанные в российском законодательстве.

В деятельность по обнаружению коррупционных преступлений в пределах возложенных на них полномочий также участвуют Счетная палата РФ и другие государственные службы финансового контроля. 

Как ведется работа по противодействия коррупции

Согласно законодательству РФ, для более эффективного противостояния коррупции, разработаны и работают следующие первостепенные направления:

·       проводится политика противодействия коррупции, единая для всех государственных структур;

·       создаются инструменты плодотворного взаимодействия органов государственной власти страны с отдельными гражданами, общественными организациями, парламентскими комиссиями;

·       принимаются законы, реализуются задачи по привлечению госслужащих и граждан к более действенному участию в искоренении коррупционных нарушений, в общественном сознании создается нетерпимое отношение к противоправным действиям;

·       совершенствуется структура взаимодействия государственных органов, органов власти на местах, увеличивается роль общественного надзора за их деятельностью;

·       внедряются антикоррупционные стандарты: разработанные для этой сферы комплексы запретов, разрешений, правил;

·       унифицируются права, обязанности госслужащих и лиц, замещающих государственные должности;

·       обеспечивается доступность информации, касающейся высших и муниципальных органов исполнительной власти, для всех граждан;

·       укрепляется независимость, самостоятельность СМИ;

·       соблюдаются непреложность понятия независимости судов, невозможность вмешательства в их деятельность;

·       повышается заработная плата и уровень социальной защиты сотрудников государственных и муниципальных учреждений;

·       усиливается надзор за рассмотрением заявлений граждан, юрлиц;

·       усиливается ответственность властных органов любого уровня, должностных лиц за игнорирование и отказ от рассмотрения обращений граждан, за отсутствие результатов по борьбе с коррупционными нарушениями.

Часть функциональных обязанностей государственных властных органов передается различным негосударственным институтам. Штат госучреждений сокращают, на работу привлекают квалифицированных специалистов.

 

***

Таким образом, в России сформированы все ресурсы правового и организационного характера для успешного противостояния коррупционным нарушениям. Государством приняты стратегические плановые документы, определяющие концепцию национальной антикоррупционной политики, а также законодательные акты, позволяющие внедрить их в практику. Координируется и регулируется работа всех общественных организаций, органов власти, призванных вести борьбу с преступлениями в этой сфере.

 

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции;

3) определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. 

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке. 

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

61. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". 

 

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ КОРРУПЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В республике Дагестан используются разные способы реализации политики по антикоррупционной политике. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Дагестан от 7 апреля 2009 года № 21 "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" антикоррупционная программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Дагестан.

В 2018 году в РД утверждена государственная программа «О противодействии коррупции в Республике Дагестан» за номером 206.

Выводы

В 2023 году в Дагестане по коррупционным составам преступлений было осуждено 513 человек.  В этом году в республике было зарегистрировано 784 коррупционных преступления, по 768 из них установлены лица, совершившие их. В суд направлено 531 уголовное дело, по которым к уголовной ответственности привлечены 513 человек.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

Понятие, виды и принципы антикоррупционной экспертизы НПА. Антикоррупционная экспертиза — это не просто формальный процесс, а очень важн...