четверг, 9 октября 2025 г.

Профилактика правонарушений коррупционной направленности

Коррупция - это сложное социальное явление, которое подрывает доверие граждан к власти, искажает экономические процессы и мешает нормальному развитию общества. В России борьба с коррупцией ведется на всех уровнях - от федерального до муниципального. Основу этой работы составляют законы и подзаконные акты, которые мы сегодня детально разберем.

Главным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон "О противодействии коррупции" № 273-ФЗ, принятый в 2008 году. Этот документ впервые на законодательном уровне дал четкое определение коррупции, установил основные принципы противодействия ей и закрепил меры профилактики. Закон постоянно обновляется - только за последние 5 лет в него было внесено более 20 существенных изменений.

Важное место в системе занимает Национальный план противодействия коррупции, который утверждается каждые два года указом Президента России. Этот документ определяет конкретные шаги по профилактике коррупционных проявлений во всех сферах государственного управления. Например, в текущем плане особое внимание уделяется цифровизации госуслуг, что позволяет минимизировать контакты чиновников с гражданами и бизнесом, снижая коррупционные риски.

Особую роль играет институт декларирования доходов госслужащих. Все чиновники обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти данные проверяются и анализируются, а с 2020 года часть информации стала публичной - любой гражданин может ознакомиться с декларациями высших должностных лиц на официальном портале.

Отдельно стоит сказать о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов. Эти структуры созданы в каждом государственном органе и рассматривают случаи возможных нарушений. Только в прошлом году такие комиссии провели более 50 тысяч заседаний по всей стране.

Большое значение имеет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Каждый новый закон или постановление перед принятием проверяется на возможные коррупциогенные факторы. За 10 лет действия этого механизма было выявлено и исправлено более 15 тысяч потенциально опасных норм.

Нельзя не упомянуть и об уголовной ответственности за коррупционные преступления. Статьи 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки) Уголовного кодекса предусматривают наказание вплоть до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Причем закон одинаково строг как к берущим, так и к дающим взятку.

Особое внимание в последние годы уделяется воспитательной работе. В школах и вузах введены специальные программы, формирующие антикоррупционное мировоззрение. Для госслужащих проводятся обязательные тренинги и тестирования. Это помогает создать в обществе атмосферу нетерпимости к любым проявлениям коррупции.

Важным инструментом является и общественный контроль. Граждане могут сообщать о фактах коррупции через специальные горячие линии, интернет-приемные и мобильные приложения. Каждое такое обращение проверяется, а в случае подтверждения информации - передается в правоохранительные органы.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

 

1. Общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

4. Государственные служащие, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, замещающие должности в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", призваны:

а) принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства;

б) воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, и совершения иных действий в качестве гражданина (подданного) иностранного государства, за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

Понятие, виды и принципы антикоррупционной экспертизы НПА. Антикоррупционная экспертиза — это не просто формальный процесс, а очень важн...